Ниже перечислены ключевые федеральные законы (ФЗ) Российской Федерации, которые напрямую или косвенно регулируют вопросы информационной безопасности (ИБ) и кибербезопасности. Кратко указана их основная сфера действия и содержание, связанное с защитой информации и инфраструктуры.
1. Федеральные законы
1. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27.07.2006)
Что регулирует:
- Общие правовые основы обращения с информацией в РФ, включая производство, хранение, передачу, доступ, защиту информации.
- Права и обязанности обладателей, пользователей информационных ресурсов и операторов информационных систем.
- Общие принципы защиты информации (в том числе технические и организационные меры) и ответственности за нарушения.
Роль в кибербезопасности:
- Является базовым законом, определяющим понятие «защита информации» и устанавливающим единые подходы к обеспечению безопасности информационных систем.
- Включает (через поправки) важные положения об устойчивости и целостности функционирования российского сегмента интернета («суверенный Рунет»).
2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» (27.07.2006)
Что регулирует:
- Правовой режим обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных.
- Права субъектов персональных данных и обязанности операторов (организаций и физических лиц), осуществляющих сбор и использование персональных данных.
Роль в кибербезопасности:
- Устанавливает требования по обеспечению конфиденциальности и целостности персональных данных.
- Оговаривает меры технического и организационного характера, которые должны реализовать операторы для предотвращения несанкционированного доступа, утечек и иных угроз.
3. Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (26.07.2017)
Что регулирует:
- Правовые и организационные основы защиты объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым относятся информационные системы и ресурсы в сфере госуправления, обороны, энергетики, транспорта, здравоохранения и др.
- Порядок категорирования объектов КИИ в зависимости от масштаба потенциальных негативных последствий при кибератаках.
Роль в кибербезопасности:
- Предписывает субъектам КИИ проводить регулярную оценку уязвимостей, внедрять средства защиты и взаимодействовать с государственными органами (ФСТЭК, ФСБ) в целях профилактики и ликвидации киберинцидентов.
- Вводит государственный контроль и надзор в сфере КИИ, включая систему уведомлений о компьютерных атаках.
4. Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (06.04.2011)
Что регулирует:
- Применение электронной подписи (ЭП) в электронном документообороте, её юридическую значимость.
- Виды ЭП (простая, усиленная, квалифицированная), порядок аккредитации удостоверяющих центров, требования к средствам криптографической защиты.
Роль в кибербезопасности:
- Обеспечивает юридическую основу для доверенного электронного взаимодействия, критически важного в цифровой среде.
- Требует использования сертифицированных в РФ криптосредств для создания квалифицированной электронной подписи, что напрямую влияет на безопасность электронных документов.
5. Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» (07.07.2003)
Что регулирует:
- Общие основы деятельности операторов связи, провайдеров, порядок предоставления услуг связи (фиксированной, мобильной, интернет).
- Устанавливает права и обязанности операторов, включая вопросы пропуска трафика, идентификации пользователей и хранения данных.
Роль в кибербезопасности:
- Нормирует действия операторов при угрозе стабильности или безопасности сети (например, участие в реализации системы фильтрации трафика).
- Вместе с 149-ФЗ закладывает правовую базу для мер, направленных на обеспечение целостности российского сегмента интернета.
6. Другие федеральные законы с аспектами кибербезопасности
6.1. Поправки к 149-ФЗ (т.н. «Закон о суверенном Рунете»)
- Расширяют возможности государственных органов по обеспечению работоспособности и безопасности интернета на территории РФ.
- Устанавливают механизмы централизованного управления и мониторинга сетевого трафика при возникновении угроз.
6.2. Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (04.05.2011)
- Не является напрямую «законом об ИБ», но включает аспекты, связанные с лицензированием деятельности по технической защите конфиденциальной информации (ТЗКИ), что важно для компаний, оказывающих услуги в сфере кибербезопасности.
6.3. Федеральный закон № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (03.04.1995)
- Опосредованно затрагивает вопросы кибербезопасности через полномочия ФСБ в области криптографической защиты информации, оперативно-розыскных мероприятий и противодействия киберпреступлениям.
Федеральное законодательство РФ в сфере ИБ и кибербезопасности включает несколько ключевых законов, закрепляющих базовые принципы и требования к защите информации, персональных данных, критической инфраструктуры, а также регулирование сферы электронной подписи и связи. Наиболее значимыми среди них являются:
- № 149-ФЗ «Об информации…» — фундамент для всей сферы ИБ.
- № 152-ФЗ «О персональных данных» — главные правила защиты ПДн.
- № 187-ФЗ «О безопасности КИИ» — охватывает критические объекты.
- № 63-ФЗ «Об электронной подписи» — регулирует использование ЭП.
- № 126-ФЗ «О связи» — устанавливает основы телекоммуникационной инфраструктуры и её устойчивой работы.
2. Указы и распоряжения Президента РФ
- Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
- Определяет государственную политику в области информационной безопасности.
- Описывает основные угрозы, цели и задачи в сфере кибербезопасности, а также направления развития правового регулирования.
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»
- Включает положения о формировании цифровой экономики, развитии ИКТ, внедрении инноваций.
- Затрагивает вопросы цифрового суверенитета и необходимости обеспечения безопасности при масштабной цифровизации.
- Указ Президента РФ от 01.01.____ и др. (периодические указы)
- Президент может издавать дополнительные указы и распоряжения, корректирующие меры по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры.
- Следует мониторить официальные источники для выявления новых правовых актов.
3. Постановления Правительства РФ
- Постановление Правительства РФ № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры» (пример)
- Расписывает критерии определения значимости объектов КИИ.
- Устанавливает порядок информирования государственных органов о категорировании.
- Постановления, принятые в развитие ФЗ № 152-ФЗ и № 149-ФЗ
- Регламентируют порядок взаимодействия операторов связи, органов власти и других участников в сфере защиты информации.
- Могут устанавливать дополнительные требования к инфраструктуре, процедурам и отчётности.
- Постановления о лицензировании деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации (ТЗКИ)
- Определяют порядок получения лицензий на деятельность по защите информации, в том числе криптографическими методами.
- Устанавливают квалификационные и технические требования к соискателям лицензий.
4. Приказы и нормативные акты профильных ведомств
4.1. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК)
- Приказ ФСТЭК России № 17, 21, 31 (и др.)
- Регулируют вопросы классификации информационных систем, методики оценки уязвимостей и меры по защите информации.
- Содержат требования к созданию системы защиты (СЗИ) и определяют порядок проведения проверок.
- Приказ ФСТЭК России № 235, 239 (и др.)
- Могут устанавливать конкретные методики и формы отчётности о выполнении требований ИБ.
- Затрагивают вопросы организации и функционирования защищённой ИТ-инфраструктуры.
4.2. Федеральная служба безопасности (ФСБ)
- Приказы ФСБ, регулирующие вопросы криптографической защиты
- Устанавливают порядок допуска и сертификации средств криптографической защиты информации.
- Определяют требования к разработчикам и поставщикам программно-аппаратных комплексов.
- Инструкции и регламенты в сфере противодействия техническим разведкам
- Описывают меры по предотвращению несанкционированного доступа к государственным информационным ресурсам.
- Затрагивают аспекты проведения проверок, порядок использования шифровальных (криптографических) средств.
4.3. Минцифры (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций)
- Нормативные акты и приказы
- Определяют требования к операторам связи, провайдерам услуг хостинга, регистраторам доменных имен.
- Могут включать регламенты внедрения систем DPI (Deep Packet Inspection), правила фильтрации трафика и т.д.
5. Государственные стандарты (ГОСТ)
- ГОСТы в области криптографической защиты информации
- Например, ГОСТ Р 34.10-2012, ГОСТ Р 34.11-2012 и др., регламентирующие алгоритмы хеширования, электронные подписи и шифрование.
- Обязательны к применению в государственных и иногда в коммерческих системах (при наличии соответствующих требований в контрактах).
- ГОСТы в области управления информационной безопасностью
- Например, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2012, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 (и обновлённые редакции).
- Адаптируют международные стандарты (ISO/IEC) к российским условиям.
- ГОСТы, связанные с методами тестирования и сертификации
- Устанавливают методики оценки соответствия, процедуры испытаний и критерии эффективности защитных средств.
6. Основные концепции и стратегии
- Стратегия развития информационного общества
- Указ Президента № 203 (см. раздел 2). Охватывает широкий спектр вопросов, включая цифровую экономику и ИБ.
- Доктрина информационной безопасности РФ
- Указ Президента № 646 (см. раздел 2). Фундаментальный документ, определяющий приоритеты, угрозы и задачи в сфере ИБ.
- Государственная программа «Цифровая экономика»
- Содержит компоненты, касающиеся развития отечественных решений и систем защиты информации.
- Документы внутри программы (подпрограммы, дорожные карты) нередко включают нормативно-правовые требования для участников рынка.
7. Обзор дополнительных документов и разъяснений
- Методические рекомендации и письма ФСТЭК, ФСБ, Минцифры
- Не всегда являются обязательными к исполнению, но дают практические руководства по реализации требований закона.
- Часто публикуются на официальных сайтах ведомств и содержат актуальные разъяснения.
- Сертификационные требования и реестры
- Реестры сертифицированных средств защиты информации (ФСТЭК, ФСБ).
- Критерии сертификации, сроки действия, порядок прохождения испытаний.
- Акты, принятые на региональном уровне
- Относятся к системам ГИС (государственных информационных систем) в конкретном субъекте РФ.
- Могут содержать локальные правила и регламенты, однако основываются на федеральных законах и указах.
Заключение
Правовая база в сфере кибербезопасности РФ представлена обширным комплексом нормативных актов различной юридической силы: от федеральных законов и указов Президента до ведомственных приказов и государственных стандартов. Для полноценной реализации требований необходимо учитывать весь «каскад» регуляторных документов:
- Федеральные законы — определяют общие принципы, базовые права и обязанности участников.
- Указы Президента и Постановления Правительства — формируют стратегические приоритеты и уточняют механизмы реализации.
- Приказы (ФСТЭК, ФСБ и др.) — детализируют практическую часть требований, включая технико-организационные меры, порядок сертификации и контроля.
- ГОСТы и методические рекомендации — задают стандарты и методики, которые важно соблюдать при проектировании и эксплуатации систем защиты.
Эта совокупность документов непрерывно развивается, учитывая технологические изменения и новые вызовы информационной безопасности. Организациям, работающим в Российской Федерации, рекомендуется регулярно отслеживать обновления правовых актов и придерживаться актуальных норм, чтобы соответствовать требованиям регуляторов и обеспечивать надёжную защиту информационных ресурсов.
- Объективный подход в кибербезопасности: измерение эффективности методов оценки рискаВведение Современная кибербезопасность требует не просто формального применения методов оценки риска, а объективного измерения их эффективности. В условиях постоянного роста… Читать далее: Объективный подход в кибербезопасности: измерение эффективности методов оценки риска
- Модернизация государственной защиты: анализ нового приказа ФСТЭК1 Анализ изменений 1. Расширение области применения 2. Обновление нормативной базы 3. Усиление организационных мер 4. Введение современных технологических аспектов… Читать далее: Модернизация государственной защиты: анализ нового приказа ФСТЭК
- Стратегии защиты периферийных устройств: Практическое руководствоВведение Современная киберсреда предъявляет высокие требования к защите периферийных устройств, являющихся критически важными компонентами корпоративных сетей. Эффективная защита таких устройств… Читать далее: Стратегии защиты периферийных устройств: Практическое руководство
- Сравнение NGFW Континент 4, Usergate 7.1, Ideco 18, VIPNET COORDINATOR HW5Сетевые функции Режимы работы Функция Континент 4 USERGATE 7.1 IDECO 18 VIPNET COORDINATOR HW5 Работа в режиме L3 (Routing Mode)… Читать далее: Сравнение NGFW Континент 4, Usergate 7.1, Ideco 18, VIPNET COORDINATOR HW5
- Импортозамещение устройств NGFW/UTM/FW: Как обеспечить безопасность и соответствие требованиямПочему это важно После событий февраля 2022 года ведущие мировые производители сетевого оборудования, такие как Fortinet, Cisco и Palo Alto,… Читать далее: Импортозамещение устройств NGFW/UTM/FW: Как обеспечить безопасность и соответствие требованиям
- Методы оценки рисков в кибербезопасности, метод Монте-КарлоПуть к более точной оценке риска можно начать, всего лишь заменив элементы, используемые в методе, с которым большинство экспертов по кибербезопасности уже знакомы, – матрице рисков.